Как правильно установить датчик эхолота

Место для крепления трансдьюсера выбирают в зависимости от видов его корпуса. Тип корпуса трансдьюсера может быть:

3. Монтируемый на транец лодки

4. Монтируемый на корпус лодки с внутренней стороны.

Сквозной тип корпуса имеет длинный стержень. Он проходит в отверстие, просверленное в лодке, и с обратной стороны закрепляется гайкой.

Для крепления переносных трансдьсеров к корпусу лодки используются присоски. А если характеристики устройства позволяют, его просто крепят к леске и забрасывают с наживкой в воду.

На транце лодки устанавливают транцевые датчики, они должны находиться в воде, чуть ниже дна лодки.

Для крепления датчиков с внутренней стороны судна используют эпоксидную смолу. Но такой способ подходит только для лодок, внутренние стенки которых сделаны из стекловолокна.

Так смола не сможет испортить корпус лодки, а датчик сможет считывать необходимую ему информацию. На лодках с алюминиевым, деревянным и другими корпусами такой датчик работать не будет.

к содержанию ↑

Инструкция по установке эхолота на лодку

Компании-производители эхолотов чаще всего создают приборы с транцевыми датчиками. Они имеют несколько преимуществ, поэтому рыбаки выбирают этот тип. Их легче закрепить на лодке. Они работают при движении лодки на высокой скорости. Датчики такого типа подходят для любого вида лодки.

В этой инструкции речь пойдёт именно об установке эхолотов с корпусом, устанавливаемым на транец судна.

Предварительная подготовка

Перед началом установки нужно учитывать следующее:

• Рассчитать расстояние от эхолота до прибора электропитания, чтобы хватило длины провода;

• Заранее проложить провода по краям судна, чтобы не спотыкаться об них;

• Установить в эхолот батареи, если они предусмотрены, и собрать прибор.

В комплекте с эхолотами обычно идут приспособления для их установки: кабеля, скобы, штативы.

В установке датчика на транце есть свои особенности. Располагать датчик нужно подальше от мотора не меньше чем на 30 см., иначе бурлящая от мотора вода будет попадать на него. Провода от датчика нужно разместить отдельно от остальных, чтобы они не создавали помехи. Желательно расположить датчик пониже, чтобы он полностью погружался в воду.

Установка датчика

Установка будет удобнее, если сначала собрать все детали и подставить крепёжную скобу. В начале необходимо вставить в скобу шестерёнки. Между ними в скобу вставляется датчик, для его крепления используется болт. Не забудьте провести кабель датчика через скобу.

Прежде, чем просунуть болт, наденьте на него металлическую шайбу и резиновый уплотнитель. Теперь вставьте болт через скобу и шестерни. На его обратной стороне также вставьте резиновый уплотнитель и металлическую шайбу. Сверху закрутите гайку.

Для крепления датчика к транцу сделайте два отверстия в заранее выбранном месте. Приложите датчик со скобой и расположите его так, чтобы он был параллельно водной поверхности.

Закрутите винты на крепёжной скобе и закрепите гайками скобу к транцу. Не прикручивайте слишком сильно.

У датчика должна остаться возможность откинуться вверх, чтобы он не разбился, если столкнётся с посторонними большими предметами в воде. Сделайте отверстие герметичным.

Установка дисплея эхолота

Экран эхолота лучше прикрепить в той части лодки, где будет удобно за ним наблюдать. Это может быть скамейка или дно лодки с держателем, чтобы регулировать подходящую высоту. Можно использовать присоски для крепления на боковую внутреннюю часть корпуса.

Мнение эксперта
Королев Константин Георгиевич
Рыбак с 5 летним стажем. Специализация — зимняя рыбалка.

При его установке важно не забывать, что необходимо оставлять пространство для кабелей и проводов. Закрепить дисплей нужно надёжно, чтобы его не разболтало.

Некоторые модели имеют объёмные дисплей, важно, чтобы они не закрывали рыболову обзор во время движения судна. Угол наклона дисплея можно регулировать самостоятельно, учитывая при этом его защищённость от солнца, чтобы предотвратить образование солнечных бликов.

Работа с кабелями

При правильной установке кабеля электропитания были подключены к датчику и дисплею во время монтажных работ. Для начала работы эхолота вам останется лишь подключить их к источнику питания.

Остальные провода и кабеля подключаются уже после того, как дисплей и датчик были прикреплены в нужных местах. Для соединения между собой экрана и трансдьюсера у каждого их них есть специальный вход и общий кабель. Некоторые модели работают на беспроводной связи.

Подключение дополнительных функций GPS-модуля, смартфона тоже производится в зависимости от модели. Его можно осуществить: по беспроводной связи, проводами из комплекта устройства или купленными кабелями.

к содержанию ↑

Полезные советы

Эхолот будет работать эффективно, если все этапы монтажных работ и соединения кабелей выполнены верно.

Правильно прикреплённый эхолот, на какой бы стороне лодки он не находился, не должен её наклонять.

Также важно помнить, что во время движения от трансдьюсера не должны разбегаться круги и появляться брызги.

Рыболовам нужно соблюдать осторожность, помнить о том, что для датчика опасна большая скорость. Необходимо стараться избегать мелководья и затопленные объекты.

Способы и процесс крепления датчика эхолота

  1. Где установить?
  2. Способы крепления
  3. Как поставить своими руками?
  4. Советы специалистов

Эхолоты для рыбалки необходимы, чтобы правильно определять места, где скапливается рыба и располагаются необычные объекты. Необходимо сразу продумывать, где именно будет размещаться такой гаджет, ведь от этого зависит как удобство самого рыбака, так и точность показаний, которые будет передавать устройство.

к содержанию ↑

Где установить?

Есть несколько вариантов для установки датчика эхолота на алюминиевую лодку. Здесь все зависит от предпочтений рыбака и возможностей судна.

Стоит сразу продумывать, где стоит лучше установить такой гаджет внутри лодки, насколько это будет практично и удобно. На катере, если достаточно пространства, можно произвести установку специального столика, где размещается крепление для эхолота. Это обеспечит устойчивость конструкции при движении.

При креплении на пластиковую поверхность рекомендуется сразу учитывать то, насколько конструкция будет надежной.

Рассмотрим несколько популярных вариантов для установки датчика.

  • Непосредственно на саму лодку. Это актуально в том случае, если на судне нет достаточного места для расположения столика. Здесь стоит учитывать, что крепление должно быть прочным, так как гаджет может упасть за борт при резких движениях и колебаниях.
  • Датчик эхолота также крепится на специальный столик. Можно его приобрести в магазине, а можно сделать своими руками из обычной фанеры или ДСП. Крепление продается в готовом виде, или же дается возможность из нескольких деталей собрать его самостоятельно для рыбаков (в первую очередь это актуально в том случае, если нужно учитывать индивидуальные параметры).

Особенно сложные условия создаются в местах, где большая глубина или неоднородная поверхность. Здесь нужно следить за тем, чтобы не создавалось дополнительных помех – при неправильном размещении датчика могут создаваться ошибки в передаче данных.

к содержанию ↑

Способы крепления

В зависимости от целей, для которых устанавливается датчик эхолота на казанку или обычную лодку, могут различаться способы крепления. Самый популярный вариант — на транец. Так устройство благодаря нахождению в воде в меньшей степени перегревается.

На транец

Крепление на транец делается при помощи кронштейна. Такая деталь должна обладать телескопической конструкцией. Это необходимо для того, чтобы без зависимости от высоты можно было подогнать сооружение.

Детали приобретаются как в готовом варианте, так и изготавливаются самостоятельно. У такого способа есть ряд преимуществ.

  • Для установки датчика не требуются саморезы. Все это упрощает процедуру, так как не нужно проделывать дополнительные отверстия в лодке.
  • Не возникает проблем во время установки и демонтажа деталей, поэтому крепление делается за считаные минуты. При транспортировке судна его можно не снимать, чтобы не вызывать дополнительных неудобств.

Поскольку большинство моделей на транец являются съемными, то их без проблем можно заменить на любой другой вариант — это еще одно неоспоримое преимущество.

С помощью кронштейна

Кронштейн относится к заводскому виду крепления. Он служит для того, чтобы соединять струбцину с крепежным узлом трансдьюсера. Появляется возможность для регулирования высоты такой установки.

Фиксация происходит при помощи винта. Если его постепенно ослаблять, то конструкция будет опускаться.

Чтобы установить трансдьюсер, делаются специальные петли или ушки.

Стоит сразу подбирать оптимальную высоту расположения такого крепления, поскольку под водой могут возникать пузырьки, что приводит к нарушениям в работе гаджета – как минимум передаваемые данные не будут отличаться высокой точностью.

К баллону

Если в лодке нет мотора, то самое простое решение — это прикрепить датчик эхолота к баллону. Для этого понадобится обычная присоска. Такие конструкции нередко можно найти в продаже вместе с гаджетами. Но необходимо учитывать, что присоска не относится к самым надежным решениям, так как при движении судна устройство можно потерять.

Крепление-присоска

Присоска — дешевый, но не очень проверенный вариант. Это удобно только в том случае, если лодка передвигается по уже знакомой местности, где нет сильных колебаний воды.

Рекомендуется использовать такой способ крепления преимущественно внутри средства для передвижения на рыбалке, так как есть риск потерять гаджет. А также присоска крепится на специальный столик, что устанавливается внутри лодки.

к содержанию ↑

Как поставить своими руками?

Правильная установка гаджета — это половина успеха в получении точных данных о морских или речных глубинах и их обитателях. Датчик эхолота на лодку можно крепить своими руками, при необходимости — опускать в глубину. При установке должны быть приложены специальные схемы, где показано, в каких местах проделываются отверстия для сверления.

Мнение эксперта
Королев Константин Георгиевич
Рыбак с 5 летним стажем. Специализация — зимняя рыбалка.

Диаметр сверла преимущественно выбирается размером в несколько миллиметров, чтобы при снятии конструкции такие пробоины не были слишком заметны в судне.

После того как появились дырочки, следует соединить корпус и несущую основу. В заранее заготовленные отверстия вставляются винты. Таким способом в самостоятельном порядке крепится датчик эхолота.

Чтобы герметизировать место крепления, используется силикон, поскольку если не проделать такой манипуляции, то влага способна в будущем повредить гаджет. Так как элемент чувствительный, то монтажные работы нужно проводить предельно аккуратно.

Если подвергать датчик ударам, то нарушается точность данных, которые он передает.

к содержанию ↑

Советы специалистов

Необходимо помнить о том, что в зависимости от способа установки и крепления датчика эхолота он будет качественно или с перебоями передавать данные. Вот несколько рекомендаций, которые следует учитывать.

  • Установка проводится исключительно под углом в 90 градусов. Это необходимо для точности снятия информации о речных или морских глубинах.
  • Крепить датчик стоит так, чтобы при ударе от воды, он не был сильно поврежден, а всего лишь немного откинулся назад.
  • Лучше сразу определить наиболее правильное и удобное место для размещения гаджета, поскольку от этого будет зависеть то, насколько комфортным будет процесс рыбалки.

Специалисты советуют сразу исключить даже минимальные колебания трансдьюсера, под водой около датчика не должны образовываться пузырьки, сигнал должен передаваться перпендикулярно по отношению к датчику.

Если все сделано правильно, то датчик эхолота будет передавать следующие показания:

  • глубину речного или морского дна;
  • количество водных жителей;
  • объекты, что прячутся под водой;
  • среднюю и крупную растительность;
  • различные плавающие предметы.

А также при правильном крепеже будет обеспечен контакт устройства с дном водоема. Изображение передается в цветном или черно-белом формате.

Специалисты советуют избегать соприкосновений гаджета с плавающими предметами и водорослями, так как они могут приводить к повреждению датчика. Лучше стараться при движении не брызгать – при проникновении воды в технику возникнут помехи.

Только при правильно проведенных работах устройство будет передавать правильную информацию и работать эффективно. Нужно также помнить о базовых правилах по эксплуатации датчика эхолота, которые нередко не соблюдаются.

В следующем видео вас ждет крепление датчика эхолота GARMIN Striker 7 SV.

Как установить датчик эхолота

к содержанию ↑

«Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!»

С установкой датчика эхолота всё совершенно так же. От грамотного расположения датчика эхолота зависит правильность показаний эхолота.

Так же надо обратить внимание на доступность изнутри корпуса к месту установки датчика. С наружной стороны выбирать место наименее уязвимое при посадке судна на мель, что бы избежать повреждения датчика.

Установка датчика эхолота сквозь корпус всегда сопряжена с трудностями выравнивания горизонта положения датчика, для этих целей применяются прокладки изготавливаемые производителем или их можно изготовить самостоятельно. Для изготовления прокладок можно использовать прессованный гетинакс, он устойчив к длительному воздействию воды и хорошо обрабатывается, имеет малую степень расширения.

к содержанию ↑

⛵ Кавитация

Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью.

Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости, либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну.

Кавитация способна разрушать поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно излучатель эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет».

У разных моделей это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д.

В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка излучателя. Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности.

Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха. Если поток воды вокруг преобразователя гладок (ламинарный), то преобразователь посылает и принимает сигналы нормально.

Однако если поток воды прерван грубой поверхностью или острыми гранями, то водный поток становится турбулентным, настолько что воздух отделяется от воды в форме пузырьков. Это называется «кавитацией».

Если эти воздушные пузырьки проходят через корпус преобразователя (ту часть, в котором закреплен кристалл), то на дисплее эхолота виден «шум». Преобразователь разработан для работы в воде, а не в воздухе.

Если воздушные пузырьки проходят через корпус преобразователя, то сигнал от преобразователя отражается от воздушных пузырьков обратно. Так как воздушные пузырьки близки к преобразователю, эти отражения очень сильны.

Они будут накладываться на отражения дна, структуры водоема и сигналы рыбы, делая их трудноразличимыми или вообще незаметными. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы делать преобразователь позволяющий воде течь мимо без создания турбулентности.

Однако это сделать трудно из-за многих компонентов помещенных в современный преобразователь. Он должен быть маленьким, так, чтобы не сталкиваться с навесным мотором и его водным потоком.

Мнение эксперта
Королев Константин Георгиевич
Рыбак с 5 летним стажем. Специализация — зимняя рыбалка.

Преобразователь должен просто устанавливаться на транце так, чтобы просверливать минимум отверстий. Он должен подниматься без проблем при столкновении с подводными объектами.

Фирма Lowrance запатентовала HS-WS преобразователь — самая передовая разработка в области высокоскоростных преобразователей. Эта технология объединяет высокоскоростные измерения с простым крепежом и безопасным подъемом при столкновении с посторонним объектом на высокой скорости.

Проблема кавитации не ограничена формой и размещением преобразователя. Многие корпуса лодок создают воздушные пузырьки, которые проходят через корпус преобразователя.

У многих алюминиевых лодок эта проблема появляется из-за сотен головок заклепок, которые высовываются в воду. От каждой заклепки течет струйка воздушных пузырьков, когда лодка движется, особенно на высокой скорости.

Чтобы ликвидировать эту проблему нужно устанавливать корпус преобразователя ниже воздушных пузырьков, струящихся от оболочки. Это обычно означает, что Вы должны установить крепежную скобу как можно ниже на транце.

к содержанию ↑

Как правильно установить датчик

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

  1. Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.
  2. При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.
  3. Идеальное положение датчика. Чем глубже будет опущен излучатель, тем лучше.

На лодках с пластиковыми корпусами излучатель можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:

Установка датчика эхолота на лодку

Любой эхолот состоит из двух частей: непосредственно самого прибора, на который передается информация, и датчика. Рыбаки могут купить 3 вида эхолотов, главным критерием при их выборе становится тип установки:

  1. Транцевый вид установки. Датчики этой категории признаны самыми популярными и они монтируются на транце – кормовой части лодки.
  2. Внутри корпуса. Датчик крепится на дне лодки и сканирует дно через материал днища.
  3. Врезной тип. Как видно по названию, датчик врезается в материал днища. В зависимости от позиции прибора выделяют простой и наклонный датчик.
  4. В ситуации с простым врезным вариантом сигнал должен идти вертикально вниз.
  5. При монтаже врезного наклонного датчика его излучатель подвижен и может сканировать дно под углом до 12 градусов.

В зависимости выбранного вида датчика будут зависеть и нюансы его установки.

Автор статьи
Королев Константин Георгиевич
Рыбак с 5 летним стажем. Специализация — зимняя рыбалка.
Следующая
ДругоеКак правильно отгрузить поплавок на карася: видео

Добавить комментарий

Adblock
detector