Транцевые колеса для лодки ПВХ своими руками: чертеж
Приобрести готовые транцевые колёса для перевозки нетрудно – зачастую их можно найти в обычном рыболовном магазине. Главное неудобство в этом случае представляет неоправданно высокая стоимость. Транцевые колёса для лодок из ПВХ с НДНД, которые будут использованы только для транспортировки агрегата до водоёма и обратно, обойдутся рыбаку кругленькую сумму от 5000 рублей.
В связи с дороговизной этих незаменимых для быстрой транспортировки деталей, многие рыбаки заинтересованы в том, как собственноручно изготовить самодельные колёса на резиновую шлюпку.
В кругу любителей рыбалки эта тема никогда не теряет актуальности, регулярно порождая новые способы создания транцевых элементов для надувной лодки.
Нужно понимать, что при самостоятельном изготовлении колёс во избежание обрушения конструкции необходимо соблюдать определённые требования.
- Ось транцевых колёс должна быть установлена максимально приближенно к центру тяжести.
- Для уменьшения усилий, которые будут прикладываться во время перевозки, стоит установить изгиб стойки по направлению к носу шлюпки, а не наоборот.
- Между нижней частью лодки и краем колёс в обязательном порядке требуется оставить зазор, который не должен быть менее двух сантиметров. Это позволяет избежать засорения деталей грязью и облегчает процесс чистки.
- При выборе материалов стоит учитывать условия дальнейшей эксплуатации. Это подразумевает учёт уровня влажности в местности, регулярное воздействие влаги, а также серьёзные перепады температур. Как правило, предпочтение отдаётся нержавеющей стали, алюминию, оцинкованному железу или обычному прокату.
- Чем больше будет расстояние между колёсами, тем устойчивее будет общая конструкция лодки.
- Транцевые колёса следует устанавливать в строго вертикальном положении.
- Стойка колеса не должна быть обращена по направлению к мотору – её следует ставить лицевой стороной к баллону.
Не стоит забывать, что все материалы и крепёжные детали должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Конечно, допускается и использование элементов из обычного металла, однако, в таком случае придётся потратиться на водостойкий лак или краску.
к содержанию ↑По этой причине экономить на креплении не следует – лучше сразу приобрести чуть более дорогие материалы, чем в дальнейшем тратить время и деньги на их дополнительную обработку.
Инструменты и материалы
Инструменты и материалы для изготовления транцевых колёс следует приобрести ещё на подготовительном этапе. Это очень важный процесс, где лучше достать чуть больше элементов «про запас», нежели потом ощутить тяжкие последствия ненадёжно собранной конструкции.
Никто не обрадуется потере снастей или богатого улова вследствие поломки шлюпки, скреплённой с колёсами недостаточным количеством болтов.
Набор обязательных инструментов и материалов для установки транцевых колёс на лодку.
- Два колеса размером в диаметре не менее 30 сантиметров, а в обхвате около 5–8 сантиметров.
- Качественная ножовка для резки металла.
- Электрическая дрель и комплект свёрл.
- Отвёртка, плоскогубцы и ключи.
- Гайки, шплинты, болты и шайбы. Лучше подготовить на пару штук больше, про запас.
- Профиль квадратной формы сечением около 2 сантиметров.
- Сопоставимая с диаметром креплений трубка.
- Водостойкий герметик на силиконовой основе.
- Сварочное оборудование.
- Маркер, ручка, карандаш или любой другой пишущий инструмент для нанесения меток.
Быстрый взгляд на список требуемых материалов может несколько напугать, однако, всё не так страшно. Главное, во время работы придерживаться инструкции, быть как можно внимательнее и надёжно скреплять все детали. Финальный результат будет стоить приложенных усилий, ведь самоделка, как ни старайся раскошелиться на качественные болты, будет намного дешевле готового покупного варианта.
Стоит иметь в виду, что для конструкции наилучшим вариантом станут нержавеющие детали. Они незначительно дороже стандартных, однако, характер предстоящей работы и постоянная близость лодки к воде обязывает использовать именно их.
к содержанию ↑Изготовление
Решившись сделать своими руками транцевые колёса, будет нелишним заранее составить краткий план действий. Также потребуется подготовить все чертежи транспортного средства, где будут указаны размеры используемых элементов. Правильно собранная и скреплённая лодка сможет выдержать вес до 150 килограммов.
Следующие руководства ориентированы на создание транспортного средства, которое будет использовано для перемещения одним человеком на расстояние до километра. Для установки используются 4 болта, которые крепятся к транцу из фанеры.
В дальнейшем допустимо изменение высоты установленного крепления при помощи специальной шпильки, для чего будет достаточно отвинтить гайку боковой стороны структуры.
Как правило, во время изготовления транцевых колёс используют один из двух следующих способов или комбинацию из них.
Изготовить колёса без сверления транца можно по следующему плану.
- Выбор оптимального места для установки квадратного профиля. Необходимо добиться того, чтобы установленная конструкция не мешала работе двигателя.
- Требуется измерить радиус колёс и добавить 5 сантиметров. Это расстояние от края транца, на котором будут установлены колёса. Считается, что полученный таким образом показатель оптимален для самоходных конструкций.
- Кронштейн будет предпочтительнее ставить под прямым углом. Это обеспечит крепость устройства, которому станет под силу выдержать значительные нагрузки.
Стоит иметь в виду, что главное различие между предоставленными двумя способами в том, что при следовании указаниям второго метода колеса располагаются под днищем лодки. Это сделать немного сложнее, однако, при использовании схемы подобного рода ничего не будет мешать работе лодочного двигателя.
План изготовления колёс с использованием сверла и сварочного оборудования.
- Требуется выпилить 4 отрезка необходимой для конструкции длины от подготовленного заранее профиля. Далее, необходимо прикрепить полученные элементы к нижней области профиля.
- Для закрепления колец в трубках нужно просверлить несколько сквозных отверстий. Внутрь трубки также приваривается заранее подготовленная по размеру гайка. Это нужно, чтобы между крепежом и конструкцией осталось некоторое расстояние.
- Для изоляции внутренней части системы от возможного попадания влаги с наружной стороны крепятся резиновые или пластмассовые быстросъёмные пробки.
- На передней носовой части требуется просверлить несколько отверстий, которые понадобятся для монтажа шасси к транцу.
- Далее, оба элемента крепления требуется сварить вместе под углом около 45 градусов. При необходимости края нужно подогнать.
- После проведения всех вышеперечисленных действий шасси требуется закрепить трубками при помощи гаек и шайб.
По завершении всех вышеперечисленных действий лодка с транцевыми быстросъёмными колёсами будет готова к эксплуатации. При желании можно провести дополнительные косметические действия, например, покрасить аппарат или приобрести для него специальные наклейки.
к содержанию ↑Полезные рекомендации
Главный и несомненный плюс самодельных транцевых колёс – значительная экономия средств. Ещё одно преимущество – возможность полностью настроить систему под свои нужды, ведь владельцы лодок нестандартных размеров зачастую испытывают сложности во время поисков оптимальных колёс. Решившись сделать всё самостоятельно, от этой проблемы можно запросто избавиться. Достаточно совершить все точные измерения, после чего сконструировать идеальную систему транспортировки не составит труда.
Значительная часть рекомендаций касательно самостоятельного изготовления транцевых колёс неразрывно связана с методами крепления.
- Не стоит пренебрегать карандашными пометками. Это значительно облегчает процесс. К примеру, когда крепление ставится на транец, по отверстиям можно сделать специальные пометки, после чего просверлить отверстия нужного размера.
- Болты разумнее ставить с внутренней части лодки. В таком случае гайки окажутся на лицевой стороне.
- Для крепления транцевых колёс следует использовать шайбы, гайки и болты.
- Важные пометки можно делать при помощи листов из прочных материалов вроде алюминия или текстолита, на которых сверлятся отверстия. После этого лист необходимо приложить на внутренней части транца и отметить все отверстия.
- Также не стоит перегружать лодку лишним грузом. Даже надёжно собранные структуры не всегда справляются — всё-таки это модифицированные резиновые лодки, а не грузовые подъёмники.
- После каждой рыбалки нужно тщательно промывать лодку от застрявшей грязи и водорослей. После высыхания будет нелишним обработать все металлические элементы смазкой.
У дальнейшей эксплуатации лодки с транцевыми колёсами есть свои нюансы, о которых также забывать не стоит. Несмотря на относительно крепкий характер конструкции, использовать лодку, как прицеп к легковому автомобилю, нельзя ни в коем случае.
Такая затея почти наверняка закончится плачевно, и огромное количество часов, потраченное на создание системы, пропадёт впустую.
Стоит внимательно отнестись к использованию лодки после её длительного хранения в сложенном виде, например, в холодное время года.
Будет нелишним убрать все стойки и смазать резьбу специальной смазкой. Лучше всего покупать средства, не разрушающие структуру резины.
В следующем видео вас ждет изготовление транцевых колес своими руками.
Установка транцевых колес на ПВХ лодку своими руками
Современная рыбная ловля не может обходиться без качественного плавсредства. Но чтобы упростить задачу транспортировки лодки из ПВХ, загруженную снастями и амуницией рыбака к конкретному водоему, производители рыболовных принадлежностей предлагают большой ассортимент транцевых колес.
- Функции ↓
- Преимущества и недостатки ↓
- Виды ↓
- Трансформеры КТ-5 ↓
- Автоматические (КТ-3Н, КТ-3НУ) ↓
- Складные ↓
- Поворотно-откидные ↓
- Как сделать своими руками? ↓
- Как закрепить? ↓
Если есть желание и возможности, колеса для перемещения судна можно изготовить самостоятельно в домашних условиях. Особенно актуально иметь транцевые колеса, когда рыбалка осуществляется в одиночку.
Транцевые колеса для плавсредств из ПВХ представляют собой транспортировочные шасси, для крепления которых используют кронштейны (2 шт.). Именно кронштейны приводят колеса в рабочее состояние (вверх и вниз).
Такой функциональный аксессуар позволяет одному человеку беспрепятственно перемещать по берегу, спускать на воду и выгружать с воды на сушу накаченную лодку. Удобство транцевых колес заключается в отсутствии необходимости снимать их после приводнения плавсредства, достаточно поднять их вверх и можно плыть.
При установке шасси, особое внимание должно уделяться размещению кронштейнов на транце, поскольку от этого будут зависеть ходовые характеристики на берегу, а также поворотная способность мотора при эксплуатации лодки.
к содержанию ↑Функции
К функциональным задачам транцевых колес относятся:
- Упростить процесс доставки лодки с берега на воду.
- Сделать плавсредство мобильным.
Учитывая значительный вес плавательного средства, оснащенного подвесным мотором, поднять и переместить его в нужное место уже представляет сложность для одного человека.
Конечно, позвать на помощь можно, но зачем, когда для таких целей предусмотрены транцевые колеса.
Именно они дает возможность сохранить силы владельцу, беспрепятственно доставлять судно к водоему и обеспечивают хорошее настроение для рыбной ловли.
Название аксессуара определяет их место крепления, их устанавливают на жесткий транец надувной лодки. Благодаря такому простому приспособлению, один человек вполне может обходиться без посторонней помощи, чтобы спустить снаряженное судно на воду, а потом поднять его на берег.
к содержанию ↑Преимущества и недостатки
К положительным качествам колес, установленных на транце лодки, можно отнести:
- Удобство при эксплуатации.
- Хорошие технические качества.
- Функциональность изделия.
- Компактность.
- Экономия временных затрат на перемещение судна с суши на воду и наоборот.
- Мобильность.
- Простота конструкции и монтажа на лодку.
- Не препятствуют управлению судна.
- Длительный эксплуатационный срок службы.
К отрицательным моментам относятся:
- Стоимость аксессуара, но его можно изготовить самостоятельно.
Транспортировочные шасси выпускаются в следующих разновидностях:
Трансформеры КТ-5
Данная модель имеет затворную конструкцию, где шасси крепятся параллельно транцу лодки в сложенном положении, что позволяет упаковать надувное плавсредство без снятия шасси.
Такая конструкция весьма выгодна для пользователя: удобная, компактная, в походном положении шасси размещаются за транцем и не мешают управлению судном.
За счет своей функциональности, конструкция КТ-5 обеспечивает комфортное перемещение лодки одним человеком, где нет необходимости обращаться за посторонней помощью.
В качестве материала для основы, монтирующейся на транец судна, применяется сталь с толщиной 3 мм. Для стойки колеса используют профильную трубу с системой пазов, которые способствуют быстрой установки, снятию или изменению положения шасси из рабочего состояния в походное.
Колеса этой разновидности оснащены автоматическим пружинным механизмом, что позволяет перемещать лодку по неровным поверхностям (не образуют люфтов, дребезжания).
Автоматические (КТ-3Н, КТ-3НУ)
Такая модель изготавливается из нержавеющей стали, оснащена системой автоматической фиксации, применяется для надувных плавсредств со стационарным транцем, либо для лодок небольших размеров с жестким корпусом.
Преимущества:
- Высокое качество материала, сборки.
- Надежность.
- Отличный дизайн.
- Оптимальное решение для перемещения судна на дальние дистанции.
- Удобство при эксплуатации (легко и просто приводятся в эксплуатационное положение, также и собираются).
В процессе производства автоматических колес серии КТ используют лазерную порезку, а швы свариваются аргонной сваркой, в результате достигается высокая точность и оригинальный внешний вид.
Такая конструкция способна выдерживать снаряженную лодку с весом 120 кг.
Складные
Изделие устанавливается на внешнюю сторону транца, что позволяет беспрепятственно складывать шасси и вниз и вверх. Для фиксации изделия используются пружины, расположенные внутри стойки, изготовленной из нержавеющей стали.
Не только стойки, но и остальные детали производятся из нержавейки и наделены сверхпрочностью, устойчивы к пресной (изделие KS-03) и к морской (изделие KS-04) воде.
Легко снимаются и складываются
Нет необходимости каждый раз монтировать и демонтировать изделие
Ручной способ крепления, не мешают управлению судном
Есть вариант упаковки спущенной лодки вместе с колесами, применяется для любых видов надувной лодки из ПВХ, максимальная нагрузка на колеса составляет 180 кг.
Поворотно-откидные
Модель применяется для перемещения надувной лодки одним человеком на ближние расстояния.
Монтируются к фанерному стационарному транцу с помощью 4 болтов. Благодаря поворотному устройству, регулируется положение и вверх и вниз за счет крепежной шпильки.
Все детали изготовлены из прочной нержавеющей стали, а диски – из пластика высшего класса.
Как сделать своими руками?
Прежде всего, нужно определиться с имеющимися размерами конкретной лодки, чтобы установленные шасси не мешали управлению судном.
Необходимые материалы и инструменты:
- Профиль квадратной формы с сечением 25×25 мм из нержавейки.
- Трубка с подходящим диаметром для установки колес.
- В качестве крепежных элементов подойдут шплинты, шайбы, болты, гайки.
- Ножовка по металлу, плоскогубцы, гаечный ключ, электродрель.
Пошаговое руководство по изготовлению:
- Определяем место для монтажа на транец квадратного профиля (без ущерба для работы подвесного мотора).
- Отмеряем отрезок вниз с учетом, что колеса должны размещаться немного ниже нижнего края транца на длину радиуса с добавлением 5 см. Такой размер позволит добиться нужного уровня безопасности и уменьшит сопротивляемость во время хода судна.
- Кронштейн для установки шасси может быть и прямым, и под соответствующим углом. Первое исполнение считается самым надежным и доступным в производстве. Здесь меньше сварочной работы, и к тому же, цельный кронштейн способен выдерживать серьезное воздействие.
Второе исполнение, где кронштейн сваривается под углом, предполагает расположение колес под днищем лодки, без вмешательства в работу подвесного мотора.
Здесь нужно отпилить от профиля 4 отрезка подходящей длины для конкретного плавсредства. С помощью сварки приварить трубки (для насаживания колец) к нижней части профиля.
В трубках просверлить сквозное отверстие, чтобы за счет шплинта зафиксировать кольца. Помимо этого, к внутреннему кольцу трубки необходимо приварить гайку с подходящим диаметром, чтобы исключить прижатие изделия к крепежным элементам.
На внешнем конце целесообразнее установить пластиковую или резиновую пробку, во избежание попадания влаги внутрь.
В верхней части, электрической дрелью делаются 2 отверстия насквозь, через которые монтируются шасси на транец.
Чертеж:
Элементы конструкции:
Как закрепить?
Чтобы правильно поместить аксессуар на транце, следует придерживаться следующих действий:
- Крепление нужно приложить на деревянный транец и по отверстиям нарисовать отметки. Электрической дрелью проделать в транце отверстие нужного диаметра.
- На последующем этапе понадобится лист из текстолита, дюралюминия, алюминия небольших размеров, на котором проделываются аналогичные отверстия. Подготовленный лист нужно приложить к внутренней стороне транца и произвести отверстия как в дереве.
- Устанавливать болты правильнее шляпками с внутренней стороны лодки.
- Колеса монтируются на болты и крепятся гайкой и шайбой.
Рекомендации:
- Для упрощения транспортировки надувной лодки целесообразнее применять транцевые колеса.
- Чтобы сократить расходы на приобретение готового изделия, можно изделие изготовить самостоятельно.
- Крепежные элементы должны быть из нержавеющей стали.
- Устанавливать аксессуар на транец нужно особенно внимательно, чтобы исключить повреждение бортов плавсредства и не мешать работе подвесного мотора.
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.
Дополним ПВХ лодку транцевыми колесами
Популярность надувных лодок в нашей стране значительно выше, чем обычных, дюралюминиевых.
И тому есть немало причин. С одной стороны, их цена значительно ниже. С другой – для хранения не нужен отдельный гараж, а при транспортировке не обязательно пользоваться специальной техникой.
При этом резиновая лодка способна доставить своего владельца в любую точку озера или реки, особенно если на неё установлен транец хотя бы со слабым (2-3 лошадиных силы) мотором.
Но, помня о необходимости транца для установки мотора, многие новички совершенно забывают про транцевые колеса для лодки ПВХ. Это серьезное упущение, которое будет полезно исправить.
Читайте о том, как сделать навесной транец для лодки? Рекомендуем также ознакомится с подробным материалом о том, как сделать якорь для лодки своими руками?
к содержанию ↑Что это такое, и для чего они нужны?
Переносить двух-трехместную резиновую лодку в надутом состоянии довольно легко – мужчина среднего телосложения без труда пронесет её несколько десятков метров, разделяющие машину и берег реки или озера.
Значительно сложнее сделать это, если кокпит забит рыбацкими принадлежностями и снаряжением, а на транец уже присоединен навесной мотор. Что же делать?
Снимать мотор и переносить всё оборудование по отдельности, если нужно пересечь небольшую отмель, где возникает опасность повредить дно лодки? Сделать это крайне сложно.
Именно поэтому многие рыбаки используют специальные транцевые колёса. Они позволяют с минимальным усилием перевозить даже тяжело нагруженную надувную лодку.
Сегодня в продаже можно встретить различные колеса. В первую очередь они различаются размерами и шириной.
Опытные рыбаки советуют выбирать широкие колеса среднего размера. Благодаря им можно без труда пересекать как участки с плотным грунтом, так и песчаные пляжи – широкие колеса не будут увязать.
Немаловажно, что и колеса, и крепления изготавливаются из материалов, не боящихся влаги. Ведь они будут большую часть времени находиться в воде.
Где купить?
Многие владельцы лодок предпочитают купить съемные колеса для своей лодки, тем самым экономя свое время и силы. Тем более, что сделать это крайне легко – продаются они практически в любом магазине, специализирующемся на продаже лодок, моторов и сопутствующих аксессуаров.
Но некоторые, взглянув на цены, задумываются – стоит ли вообще покупать их? Как ни странно, но при максимальной простоте конструкции и использованию довольно дешевых материалов (нержавеющая сталь и полиуретан стоят очень недорого), цена на колеса установлена довольно высокая – в среднем от 4 до 10 тысяч рублей, в зависимости от модели и магазина.
Людей просто удивляет, что стоимость колёс примерно равна стоимости их надувных лодок. В результате немало людей находят свой выход из положения – они решают изготовить колеса своими руками.
к содержанию ↑Собираем необходимый материал и инструмент
Итак, вы решили изготовить колеса, которые будут установлены на навесной транец, самостоятельно? Вполне похвально. Тем самым вы сможете сэкономить не только несколько тысяч рублей, но и сделать колеса с креплениями именно такими, какие вам нужны – длина, ширина и размер колес.
Все, что вам понадобится для выполнения работы, это:
- Квадратный профиль сечением 25х25 миллиметров;
- Трубка диаметра, подходящего к креплению колес;
- Набор болтов, шайб, гаек, шплинты.
Конечно, и профиль, и крепеж должны быть изготовлены из нержавейки. Придется немного переплатить, зато и колёса прослужат много лет, а не один сезон. Кроме того, вам понадобится ножовка по металлу, электрическая дрель и плоскогубцы или гаечные ключи.
к содержанию ↑Также не обойдется без помощи сварщика – но работы здесь всего на несколько минут, так что, заплатить придется от силы сотню рублей. Общая стоимость материалов едва ли превысит 1-1.5 тысячи рублей.
Поработаем немного руками
Когда все материалы собраны, можно приступить к работе – инструкция сравнительно проста. В первую очередь определим место, где будет крепиться профиль колёс на навесной транец.
Помним, что они в коем случае не должны мешать мотору, даже в случае, если крепеж ослабнет и крепления будут свободно болтаться. В противном случае можно распрощаться с винтом.
Когда места крепления определены, откладываем отрезок вниз – сами колеса должны находиться чуть ниже нижнего края транца – на длину радиуса плюс 3-5 сантиметров. Это обеспечит нужный уровень безопасности и вместе с тем снизит сопротивление воде при движении. Кронштейны под крепление колес можно оставить прямыми, а можно сделать под небольшим углом.
Первый вариант хорош прочностью и простотой изготовления – меньше работы для сварщика, да и нагрузки монолитный кронштейн выдерживает весьма приличные.
Сваренные же под углом кронштейны позволяют колесам находиться под дном лодки, и не мешать работе мотора. Рассмотрим второй вариант, как более сложный.
Отпилим от профиля четыре отрезка – на данном чертеже они имеют определенные размеры, но вы берите те, которые подойдут именно к вашей лодке.
К нижней части при помощи сварочного аппарата прикрепите трубки, на которые будут насажены кольца. В трубках придется сделать небольшое сквозное отверстие – здесь, при помощи шплинта, будут зафиксированы кольца.
Кроме того, к внутреннему кольцу трубки сразу приварите гайку соответствующего диаметра – чтобы колеса не прижимались к креплению.
Внешний конец трубок желательно заткнуть пластиковыми или резиновыми пробками – чтобы вода не набиралась, да и просто из эстетичности.
В верхней части с помощью дрели проделайте два небольших сквозных отверстия – именно через них вы сможете позже установить колёса на транец.
Теперь осталось только соединить две части будущего крепления при помощи сварки. Угол между ними может колебаться от 35 до 45 градусов.
Конечно, концы придется слегка подрезать, чтобы они плотно подходили друг к другу под таким углом.
Когда сварочные работы будут завершены, останется насадить колеса на трубки и закрепить их при помощи шайбы и шплинта. Вот и всё. Самодельные транцевые колёса готовы. При желании крепление можно покрасить водостойкой краской – просто для красоты. Пришла пора переходить к следующему этапу – установка на транец.
к содержанию ↑Устанавливаем колёса на место
Крепление колес на транец – значительно более сложный процесс, чем может показаться на первый взгляд. Так что, подходить к этому этапу стоит серьезно. Для этого и написана данная инструкция.
В первую очередь нужно приложить крепления колеса на деревянный транец. Сделайте отметки по отверстиям, расположенным в верхней части креплений. При помощи дрели просверлите в транце отверстия нужного вам диаметра.
После этого возьмите небольшой текстолитовый, дюралюминиевый или алюминиевый лист (размером в 2 спичечных коробка) и проделайте точно такие же отверстия в нем.
Приложите полученный перфорированный лист с внутренней стороны транца и проденьте в отверстия в нем и дереве болты – шляпка должна располагаться со стороны лодки.
Этот металлический лист позволит равномерно распределить нагрузку по большой площади. А расположение болтов шляпкой внутрь гарантирует, что резиновый борт лодки не будет поврежден об острый выступ.
На торчащие болты насадите шайбы подходящего размера. Осталось только насадить колеса отверстиями на эти болты и закрепить гайкой с ещё одной шайбой.
Конечно, при этом не забывайте следить, чтобы колеса оказались под транцем (если вы используете систему креплений колес с углом).
Повторите процедуру со вторым колесом. Работа завершена. Можете смело устанавливать навесной транец на свою резиновую лодку и с комфортом катить её к берегу – по камням, песку и грязи.
к содержанию ↑Подводим итоги
Как видите – изготовление транцевых колес не отличается сложностью. Любой человек, имеющий хотя бы минимум навыков работы с инструментами, деревом и железом, без труда справиться со всей работой за считанные часы.
Причем в результате цена новых колес будет минимум в 2-3 раза ниже, чем у купленных в специализированном магазине.
Возможно, кому-то инструкция показалась довольно сложной. На самом же деле все значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так что, достаточно только приступить к работе, и вы не заметите, как пролетит время.
Ну а после завершения вы сможете с полным правом хвалиться перед знакомыми своими навыками по изготовлению и установке транцевых колес.
Как сделать транцевые колеса для лодки?
Владельцам маломерных плавательных средств, оборудованных лодочными моторами, довольно часто приходится сталкиваться с массой проблем при погрузке-выгрузке лодки и транспортировке по непроходимым для автомобиля участкам вблизи водоемов.
Отчасти решить такую проблему могут самодельные и промышленно производимые приспособления, облегчающие не только транспортировку, но и обеспечивающие в значительной мере долговечность эксплуатации самого плавательного средства.
- Преимущества использования ↓
- Конструкция транцевых колес ↓
- Критерии выбора материала ↓
- Собираем своими руками ↓
- Элементы ↓
- Процесс сборки ↓
- Установка транцевых колес к лодке: инструкция ↓
- Советы по эксплуатации ↓
Одним из разновидностей приспособлений для транспортировки маломерных судов сегодня являются различные по форме исполнения, но общие по виду применения устройства которые получили свое название по месту крепления к корпусу лодки – транцевые колеса.
По сути, это колеса, закрепленные на стойках, которые крепятся к транцу лодки. Одно общее у таких конструкций является то, что чаще всего они применяются на резиновых лодках, вес которых относительно незначительный и чаще всего такие плавательные средства используются для выездных рыбалок.
На маломерных судах из металла или деревянных лодках чаще всего для транспортировки используются специальные тележки или прицепы.
к содержанию ↑Преимущества использования
Рассматривая вопрос усовершенствования резиновой лодки необходимо рассмотреть детально как положительные, так и отрицательные стороны такой модернизации.
К положительным следует отнести:
- Удобство транспортировки к водоему на участках с трудным рельефом, там, где нет возможности воспользоваться автомобилем.
- Возможность одному человеку самостоятельно, без привлечения дополнительно других людей осуществить спуск на воду.
- При переходах на незначительные расстояния, отсутствие необходимости снимать лодочный мотор.
- Безопасность перемещения, сведение к минимуму риска пропороть баллон или повредить днище.
С другой стороны, применение подобной конструкции:
- Требует навыков работы с различными инструментами при самостоятельном изготовлении.
- Необходимость четкого расчета всех параметров конструкции, ведь ошибка в проектировании может привести к повреждению покрытия, потере управляемости лодки и к ухудшению её эксплуатационных качеств на воде.
Конструкция транцевых колес
Конструктивно транцевые колеса состоят из:
- узла крепления стоек к транцевой доске;
- стойки;
- колес.
Каждый их этих элементов является по-своему важным и требует выполнения ряда специфических условий для практической реализации проекта при самостоятельной сборке.
Узел крепления стоек:
- Должен обеспечивать жесткость крепления конструкции к корпусу через транцевую доску.
- Узел крепления по своей конструкции должен быть универсальным: в нижнем положении колеса должны быть ниже уровня гребного винта мотора, а при подъеме в верхнее положение не мешать управлению плавсредством.
- Все детали узла должны иметь безопасную поверхность, у них не должно быть острых углов, заусениц, застывших капель металла от электросварки, при хранении лодки они не должны стать причиной порыва корпуса баллонов.
Стойки:
- Различные по конструкции, и вариантам исполнения стойки должны выдерживать массу лодки и лодочного мотора.
- Стойки должны обеспечивать надежное крепление осей колес.
- Размеры стоек должны соответствовать размерам лодочного мотора и лодки – стойки должны обеспечивать безопасное перемещение лодки при прикрепленном двигателе и одновременно не должны быть слишком длинными, поскольку слишком высокий центр тяжести затруднит перемещение.
Колеса:
- Ширина покрышек должна обеспечивать беспрепятственное передвижение как по обычной твердой поверхности, так и по болотистой местности и песку.
- Поскольку диски и покрышки будут частично погружаться в воду, необходимо предусмотреть использование закрытых подшипников или втулок.
Под герметичностью соединения здесь подразумевается не только обеспечение герметичности от поступления воды сквозь отверстия внутрь судна, но и недопустимость проникновения влаги в средину доски, ведь сама доска изготавливается, как правило, из многослойной фанеры.
к содержанию ↑Критерии выбора материала
Учитывая условия эксплуатации, а именно высокую влажность, частые значительные перепады температуры, постоянное влияние воды, к выбору материала для конструкции необходимо подходить очень требовательно.
Для стоек и узла крепления
можно использовать:
- алюминиевые профили и конструкции;
- профили из нержавеющей стали;
- оцинкованное железо;
- обычный прокат.
Каждый из материалов по-своему хорош, но одновременно имеет и ряд недостатков:
- Алюминиевый профиль и конструкции должны иметь толщину стенок не менее 3,5 мм.
- Алюминий как металл подвержен коррозии, поэтому все конструкции необходимо защитить антикоррозионным слоем.
- Алюминий мягкий металл, поэтому в местах соединений в скором времени могут образоваться выработки.
- Нержавеющая сталь требует не только качественной обработки, но и специальных инструментов и навыков сварочных работ.
- Нержавеющая сталь материал дорогостоящий.
- Оцинкованное железо и конструкции с защитным цинковым покрытием после соединения электросваркой требуется дополнительно обработать места сварных швов и отверстий.
- Сварка оцинкованных элементов обычной сваркой не всегда получается качественно даже у опытных сварщиков.
- Черный металл, несмотря на легкость обработки, требует дополнительной грунтовки, обработки антикоррозионным составом.
При выборе материал колес нужно учитывать:
- Наиболее удачным материалом покрышек являются резина, резиновые покрышки наиболее приспособлены к различным условия эксплуатации и хранения, они долговечны, легки и удобны.
- Камеры покрышек желательно выбирать с возможностью подкачки насосом.
- Диски должны быть с закрытыми подшипниками, или пластмассовыми втулками.
- Для болтовых соединений достаточно обычных оцинкованных болтов и шайб.
Собираем своими руками
После выполнения эскизного рисунка, нелишне создать детальный чертеж с указание всех размеров и особенностей всех конструктивных элементов и план работ по сборке.
Элементы
В качестве заготовок основных элементов понадобятся:
- шайбы под болт М 10 – 4 шт.;
- шайбы внутренним диаметром 20 мм – 8 шт.;
- колеса для садовых тележек – 2 шт. (на роликовых подшипниках, желательно закрытого типа);
- нержавеющая труба квадратная 25*25*2 мм;
- нержавеющая труба диаметром 20 мм.
Конструкция состоит из 2 стоек, на которые крепятся колеса. На практике для стоек требуется:
- В трубе длиной 0,5 м проделать отверстия диаметром 20 мм. Эти отверстия будут нужны для крепления осей колес.
- Отверстия под оси проделываются на расстоянии 25 мм от края стойки.
- В отверстия вставляются трубки диаметром 20 мм и длиной 120 мм.
- Места стыка провариваются электросваркой специальным электродом для нержавеющей стали.
- В местах болтового соединения с транцевой доской проделываются отверстия под болты.
- Колеса насаживаются на ось и закрепляются шплинтами, зазор между стойкой и колесом обеспечивается установкой дополнительных шайб.
Процесс сборки
Установка стоек с колесами на корпус лодки производится в следующем порядке:
- Размечаются места для установки шпилек или болтов.
- Сверлятся отверстия.
- Резьба ботов смазывается герметиком и болты намертво устанавливаются изнутри шляпкой, снаружи фиксируются гайкой.
- После высыхания герметика проверяется правильность установки совмещением отверстий на стойках с болтами.
- Очищается лишний, выступающий герметик, проводится окрашивание транца защитным слоем краски.
Установка транцевых колес к лодке: инструкция
Непосредственно перед применением еще раз проверяется комплектность конструкции, наличие всех крепежных элементов. Сам процесс сборки выглядит следующим образом:
- Производится сборка лодки согласно инструкции.
- В корпус укладывается жесткое днище, проводится накачка баллонов.
- На выступающие за борт крепежные болты надеваются стойки.
- Стойки фиксируется гайками.
- Устанавливается мотор.
Плавательное средство готово к транспортировке.
к содержанию ↑Советы по эксплуатации
Использование в резиновой лодке транцевых колес имеет некоторые особенности в ее эксплуатации:
- Несмотря на надежность стоек и наличие подшипников качения в дисках, такая конструкция не предназначена для транспортировки лодки в качестве прицепа к легковому автомобилю.
- При длительном хранении в осенне-зимний период в сложенном состоянии рекомендуется снимать стойки, резьбу смазывать нейтральной, не разрушающей резиновую основу баллонов смазкой.
- После каждого использования как лодку, так и колеса необходимо очистить от грязи и помыть водой, после высыхания, проверить наличие всех элементов крепления и слить остатки влаги из пустот стоек.
- При перевозке лодки не рекомендуется нагружать лодку дополнительным грузом, хотя конструкция колес достаточно прочная, управлять нагруженной лодкой с мотором довольно трудно.
Быстросъемные транцевые колеса для лодки ПВХ своими руками
Глубина для рыбака – это синоним отличного улова. Но если заплыть на середину водоема еще можно, то вот перемещать по суше лодку неудобно.
Однако теперь эту задачу легко решить – прикрепить к лодке передвижные механизмы. Название этой конструкции – транцевые колеса для лодок ПВХ. Рыбаку-одиночке такое усовершенствование станет хорошим подспорьем.
Транцевые колеса для лодок ПВХ и их особенности
Лодка ПВХ оснащается типовыми колесами, которые предпочитает хозяин судна и какие лучше подходят. Размер не влияет на устойчивость плавсредства в воде.
Такое название за счет места прикрепления – к транцу. Транец – это задняя часть лодки, выполненная из «морской» фанеры (бакелита). Все изделие прикрепляются к жесткой металлической раме.
Среди особенностей выделяют следующие:
- балки крепления и рама выполняются из нержавеющей стали;
- сама рама состоит из сваренных между собой труб размерами 30х30 мм;
- к раме присоединены кранштейны П-образной формы;
- колеса подбираются под местности будущей эксплуатации: если это грунт, то используют широкие и невысокие, если асфальт – то узкие;
- масса лодки — главный показатель в подборе материалов для изготовления;
- складывание и разборка шасси должны быть простыми и удобными;
- в покрышках применяется камерная технология наполнения воздухом.
Для чего нужны транцевые колеса для лодок ПВХ
Основная функция – удобство перемещения лодки в готовом состоянии по суше до воды и обратно. Один человек теперь справиться с транспортировкой даже самого большого ПВХ-судна. Кроме того, изобретение упрощает вытягивание на сушу из воды.
Если лодка оснащается мотором, то они становятся незаменимым помощниками. Двигатель устанавливается возле машины. До воды плавучее средство легко перемещается.
Чтобы детально выразить удобство технологии свободного перемещения рационально взглянуть на усредненные цифры:
- вес лодки — 50 кг;
- вес двигателя — 35 кг;
- дополнительное топливо в канистре — 25 кг;
- якорь — 10 кг;
- оборудование и средства для рыбалки, весла — 40 кг;
- накапливающаяся при плавании и рыбной ловле вода в лодке – 10 кг.
Что представляет собой само устройство
Конструкция банальна. К металлической платформе крепится балка, на конце которой устанавливается ступица.
Металлические платформы с помощью четырех болтов монтируются к транцевой доске на одинаковой высоте с шириной шага между собой в 2/3 доски. Перпендикулярно к платформе приварены две пластины с дугообразной внешней стороной и центральными отверстиями.
Через них проходит втулка с подшипником.
Втулка проходит насквозь балки на конце. Таким образом, балка крепится к платформе посередине, подниматься и опускаться. В верхней и нижней точке пластины выпилены два углубления.
В них попадает фиксатор балки, расположенный на таком расстоянии от пластины, чтобы при поднимании вверх, он оказывался в углубления. Фиксатор представляет собой перпендикулярный балке штифт. Таким образом, передвижное устройство убирается и крепко фиксируется, становясь выше днища.
Каким критериям должно отвечать изделие
Отвечая перечисленным ниже требованиям, изделие прослужит хозяину на славу:
- металл стоек к коррозии;
- металл крепкий, чтобы выдержать массу лодки при полном снаряжении;
- у колес круглая геометрия, нет трещин и порезов;
- подшипник ступицы при движении работает беззвучно (в противном случае он поврежден, и ступицу заклинивает);
- фиксирующее устройство — крепкий и надёжный механизм. При зафиксированном положении балки не возникает люфта.
Самостоятельное изготовление транспортировочного изделия
Транцевые шасси – это не сложная технология, которая доступна только фабрикам со специализированным техническим оснащением. Легкость механизма в том и заключается, что установить можно и в домашних условиях.
Конструктив шасси представляется в нескольких видах:
- складные шасси;
- колеса-трансформеры;
- поворотные шасси;
- откидная конструкция;
- съемное транспортировочное изделие;
- автоматизированная система.
Первым делом определяемся с материалами и видом колес. Металлы, которые применяют в изделии:
- нержавеющая сталь;
- алюминий или дюралюминий;
- оцинкованный металл.
Из металлов изготавливаются платформы крепления шасси к транцу и балки с крепежом для дисков.
Колеса применяют следующие:
- литые;
- надувные;
- пластмассовые.
Литые отличаются дешевизной, долговечностью, низкими затратами на эксплуатацию и поддержку в рабочем состоянии. Однако в рыхлом грунте и на песке они малоэффективны.
Надувные — накачиваются воздухом. У такого вида повышенная проходимость. Однако велика вероятность получить прокол или порез покрышки.
Пластмассовые шасси применяются при передвижении по твердым поверхностям. Они устойчивые, прочные и эстетически привлекательные. Но на песке и грунте уступают в проходимости даже литым видам.
Стойки делаются прямыми или изогнутыми. Изогнутые выглядят элегантно и компактно убирают шасси, позволяя сэкономить место, если колеса не поворачиваются. Однако прямые надежней, так как давление приходится на всю поверхность балки, а не на угол изгиба.
Процесс изготовления не хитрый. Каждый рыбак на даче или в гараже имеет подручные материалы для изготовления. В 8 из 10 случаев применяется кронштейны (к платформе крепится балка с подвижным механизмом на конце).
Старые дачные тележки или детские велосипеды становятся донорами колес.
В качестве подшипника ещё используется вращающаяся втулка, которая подбирается по размеру ступичного отверстия. Если подшипник в ступице уже установлен, то потребуется сделать на конце два крючка на подобии велосипедного крепления.
Список необходимого материала и инструмента для работы
Для изготовления конструкции потребуются следующие материалы и инструменты:
- труба круглая 20 мм;
- труба круглая 23 мм;
- труба квадратная 25*25*2 — 1,2 м;
- мебельная заглушка 25*25мм – 2 шт.;
- болт м10 – 8 шт.;
- шайбы под болт м10 – 16 шт.;
- гайка м10 – 8 шт.;
- гайка для крепления колес – 4 шт.;
- втулка – 2 шт.;
- болт с гайкой для крепления втулки – 2 шт.;
- шплинты 2 шт.;
- спица для изготовления фиксатора (подойдет электрод);
- колесо с игольчатым подшипником– 2 шт.;
- грунтовка для металла;
- эмаль для металла;
- силиконовый герметик;
- сверло 20 мм;
- сверло 4 мм;
- шлифовальный круг;
- обрезной круг.
- дрель;
- гаечный ключ;
- шлифовальная машина;
- отвертка;
- карандаш или маркер;
- кисточка для нанесения эмали.
Инструкция по изготовлению
Соблюдение требований безопасности и прочности конструкции станет основой долговечности и надежности шасси для лодки ПВХ. С рекомендациями и советами в подобных случаях лучше ознакомиться до начала работы.
Чтобы самостоятельно установить транспортировочную систему выполняются следующие действия:
- На нижней трети транца с помощью карандаша или маркера размечается будущее место крепления платформы и 4 места для сверления отверстий под болты крепления. При этом соблюдается горизонтальность между двумя сторонами.
- Высверливается по четыре отверстия с каждой стороны, в соответствие с расстояниями между отверстиями на платформе.
- В каждое отверстие с внутренней стороны транца устанавливается болт, проходящий через шайбу.4) Диаметр отверстия в транце под болты не превышает 0,5-1мм диаметра болта.
- На болты одевается платформа. Далее устанавливаются шайбы и закручиваются гайки.
- К платформе с помощью подвижной втулки прикрепляется балка через подготовленное отверстие на конце и затягивается болтами с двух сторон втулки.
- Устанавливаются колеса и фиксируются гайками.
- Накачиваются воздухом, шасси проверяются на эксплуатационные свойства и надежность фиксирующего механизма.
Преимущества и недостатки самостоятельного изготовления передвижного устройства
Преимущество самостоятельного изготовления транцевого транспортного устройства в том, что удается сэкономить средства на приобретение заводских вариантов. Кроме того, на полезное дело идут подручные материалы, которые вроде никому не нужны, но выбросить жалко.
Так же изготовление шасси самостоятельно — увлекательный процесс, в котором не против поучаствовать члены семьи и друзья.
Минусы в самодельных колесах для лодки в том, что конструкция часто получается ненадежная. Распространенные упущения: низкопробная сварка, старые подручные материалы, неправильное расположение отверстий, слабый механизм фиксации.
Самостоятельно создать из подручных средств надежную конструкцию шасси для лодки ПВХ – задача непростая, но выполнимая. Особенно когда под рукой много заготовочного материала.